Уже которую неделю не утихают споры вокруг вступления в действие Приказа Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2007г. № 1665 «Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов». Несмотря на то, что текст приказа был опубликован в феврале 2008г. и должен был ступить в силу с в апреле, а затем его исполнение было отсрочено до 1 сентября , — полностью готовыми к работе согласно новым требованиям не были ни таможня, ни судовладельцы. Если комментарии первых, как обычно, получить не удалось, то вторые до последнего не верили в то, что приказ вступит в силу.
С 1 сентября бункерные компании не подтверждали снабжение топливом иностранных судов в связи с новыми требованиями властей. Худшие предчувствия декларантов оправдались, когда каждый таможенный пост выдвинул свои требования к списку подаваемых в комплекте с ГТД документов. Так, например, в Славянке, для получения разрешения на бункеровку иностранного судна, помимо стандартного пакета документов, необходимо предоставить договор между судовладельцем и бункеровочной компанией, но не на поставку припасов, а договор агентирования, по которому бункеровщик производит для судовладельца операции связанные с таможенным оформлением бункера. В Находке декларантов просили предоставить рейсовое задание и расчет потребления топлива исходя из продолжительности рейса. Во Владивостоке власти ограничились стандартным пакетом документов: копии контракта на поставку припасов, копии ИНН и ОРГН организации поставщика припасов, инвойс и заявка иностранного покупателя (при этом не обязательно прямого владельца судна), доверенность декларанта, копия приказа о включении в штат и копия трудового договора.
Для того, чтобы узнать какие именно документы необходимо представить в комплекте с ГТД в каждом конкретном таможенном посту, декларантам приходилось обивать пороги ответственных лиц  — от начальников постов до начальников отделов таможенного оформления. Видимо, устав от бесконечных вопросов, таможенники повесили среди прочей справочной информации список необходимых документов, но без ссылок на конкретные статьи ТК или приказы ФТС, а так же без подписи лица составившего данный список.
И хотя попытки оформить первые ГТД были предприняты с 1 сентября, первые штампы на ГТД в Находке были поставлены 2го, а во Владивостоке —  3 сентября. Таким образом,  заработала новая схема оформления перемещения припасов.

Так как таможенные декларации на припасы оформляются в порядке общей очереди деклараций на экспорт, то процесс декларирования может занять от трех до семи часов – это очень большие потери времени. А провести декларирование в один день в разных таможенных постах кажется практически невозможным, так как декларант вынужден находиться на посту и быть готов к тому, что инспектор, проверяющий пакет документов будет задавать вопросы по заполнению ГТД и сведениям, содержащимся в прилагаемых документах. Процесс оформления первых ГТД проходил в дискуссии декларанта и инспектора, в результате которой каждая из сторон ссылалась на какие-либо нормативные документы, содержащие требования к оформлению и прилагаемым документам, в итоге декларант либо отправлялся за новой порцией документов, либо декларация выпускалась.
В случае, если транспортное средство пересекает границу РФ только для пополнения припасов – то время, потраченное на таможенное оформление будет временем простоя. Вряд ли зарубежное воздушное судно будет готово стоять от 4 до 8 часов в ожидании пока будет получено разрешение на погрузку всех необходимых припасов. И ведь, что удивительно — воздушные суда не простаивают. До вступления в силу приказа 1665 руководство таможенных постов, осуществляющих свою деятельность в аэропортах, провели консультации для представителей авиакомпаний и поставщиков припасов для самолетов, в ходе которых обе стороны этого важного процесса пришли к четкому пониманию нового порядка декларирования. А вот  судовладельцы и компании бункеровщики, во всяком случае в Приморье, такой чести, увы, не удостоились. Во Владивостоке несколько судов были вынуждены более суток ожидать, пока припасы будут должным образом задекларированы.

Российские судовладельцы оказались не готовы к тому, что и продукты и воду и топливо придется декларировать с обязательной подачей Грузовой таможенной декларации (ГТД). Причем по тексту приказа 1665 ФТС все припасы, кроме горюче-смазочных материалов (ГСМ), можно декларировать путем подачи заявления, но, например, в порту Находка для всех, без исключения, подобных грузов таможенные органы заявляют о необходимости подавать ГТД. Таким образом, судовладельцы, чтобы оформить 30 тонн воды, тратят 3 дня. Для российских судов, оформляющих отход в иностранные порты, для оформления припасов требуется предоставить больше документов, чем для припасов для иностранных судов. Это и свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания под российским флагом и, обязательно, расчет расхода ГСМ исходя из продолжительности рейса и норма расхода.
Подать ГТД на припасы в выходные оказалось невозможно – в отделе таможенного оформления присутствует только один инспектор, и принимать документы по припасам он отказался. Но по устным заверениям начальников постов в самое ближайшее время будут инспекторы будут проинструктированы принимать ГТД по припасам и в выходные дни.

5 сентября в Российской газете был опубликован приказ ФТС  № 1004 от 15.08.08, содержащий поправки и пояснения к приказу 1665. В этом приказе появился наконец-то четкий перечень документов, необходимых для декларирования припасов, но этот перечень ясности не прибавил.
В целом, таможенное оформление морских транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, осуществляется на основании норм международного права (Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г.), международных договоров РФ в области морских перевозок и таможенного законодательства (главы 9, 22 Таможенный кодекс РФ.).
Указанными актами детально регламентирован порядок действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами.
Пункты 1 и 2 статьи  74 ТК РФ содержит полный перечень сведений и список документов, предоставляемых перевозчиком в таможенный орган при международной перевозке морским (речным) транспортом. Вышеуказанный список ограничен следующими документами: (пункт 2 ст 74 ТК РФ)
1) общая декларация;
2) декларация о грузе;
3) декларация о судовых припасах;
4) декларация о личных вещах экипажа судна;
5) судовая роль;
6) список пассажиров;
7) документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией;
8) коносамент или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.
При этом статья 72 ТК в пункте 1 содержит норму согласно которой:
«Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе сокращать перечни сведений, предусмотренные статьями 73 — 76 ТК (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ). Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.»
Однако приказ 1004  ТК РФ от 15.08.08  в подпункте в) пункта 2 Приложения содержит требование представить письменную заявку на припасы от администрации (капитана) транспортного средства с указанием данных, не содержащихся в статье 74 ТК. Несмотря на то, что требование представить данную заявку в таможенный орган возложено на декларанта (отправителя припасов с российской стороны),  очевидно, что выпускать данный документ будет капитан морского или воздушного судна/начальник поезда. Таким образом, нарушаются не только положения конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г, но и требования статей 72 и 74 ТК РФ.

Полный перечень сведений, требуемых от капитана судна / начальника поезда согласно приказа № 1004 ФТС от 15.08.08 (подпункт в) пункта 2 Приложения):
— наименование и/или регистрационный номер и национальная принадлежность транспортного средства;
— цель прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;
— лицо, номинированного иностранным заказчиком на поставку припасов;
— объема (в основных единицах измерения) технологических конструктивных емкостей и площади специально выделенных штатных мест, предназначенных для хранения припасов на транспортном средстве;
— количества припасов, находящихся на борту транспортного средства на момент подачи заявления;
— предполагаемого маршрута следования транспортного средства после убытия с таможенной территории Российской Федерации;
— количества припасов, необходимых для обеспечения эксплуатации транспортного средства;
— сведений о лице, осуществившем перевод заявки на русский язык в случае, если она представлена на иностранном языке;
Таким образом, для получения разрешения на поставку припасов декларанту необходимо ознакомить капитана судна/начальника поезда с новыми требованиями таможенных органов, получить от него надлежащим образом заполненную заявку со всей необходимой информацией, заверенной печатью транспортного средства и подписью. Затем данная заявка в составе пакета других документов будет передана в таможню для получения разрешения на погрузку припасов.
Представьте себе капитана судна, высчитывающего расход потребления пресной воды, сигарет, продуктов питания. В международной практике применяются различные методики расчета требуемого количества припасов, когда во внимание принимаются самые разные факторы, но ни одна  такая методика не имеет статуса законодательно согласованной. А  насколько знакомы с алгоритмом расчета требуемых припасов инспекторы таможни?
Каким образом инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) будет проверять соответствие заявленных сведений — о размерах емкостей/штатных мест для припасов и сведений о расходовании припасов фактическим –  пока остается загадкой. Как показывает практика – судовладельцы и декларанты в состоянии предоставить практически любой документ, требуемый таможней, но достоверность содержащихся в таких «документах» сведений проверить просто невозможно. При этом порядок действий сотрудников оперативного отдела таможни, за которыми как раз и закреплена основная обязанность по контролю за физическим перемещением товаров через границу РФ, так и остался прежним: оперативники проверяют наличие стандартных документов перевозчика, документы на перевозимый груз и т.д, только теперь вместо заявок на припасы со штампом «погрузка разрешена»   — ГТД со штампом «выпуск разрешен» и поручение на погрузку (по сути та же заявка как она была до 1 сентября 2008) с тем же самым штампом «погрузка разрешена».

На эти меры незамедлительно отреагировал Союз Российских Судовладельцев (СОРОСС): во все крупные и средние судоходные компании было отправлено письмо следующего содержания:

«В связи с вступлением в силу с 01.09.2008 г., неоднократно опротестованного членами СОРОССа,  Приказа ФТС России от 29.12.2007 г. №1665 «Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов», произошло формальное неправомочное исключение из состава припасов бункерного топлива и ГСМ, вывозимых с таможенной территории в штатных ёмкостях судна в качестве эксплуатационных припасов.
При этом, декларировании этих припасов необходимо производить с применением таможенной декларации, что противоречит статьям 72, 74, 120 ТК РФ, международной практике, ведёт к необоснованным простоям судов, дискриминации флага, значительным потерям судовладельцев.
Учитывая создавшуюся обстановку, Администрация СОРОССа намерена подготовить обращение в Правительство РФ с просьбой прекратить произвол таможенных органов».
Далее СОРОСС рекомендует подготовить просьбы о наведении порядка руководителями Федеральной таможенной службы РФ и Минтранса, а одновременно с этим подготовить иски в арбитражные инстанции.

Большая часть компаний, в том числе и Группа компаний «Транзит-ДВ», приняла к сведению эти рекомендации и подготовила соответствующие документы для предоставления в Федеральную таможенную службу, Дальневосточное таможенное управление и др. инстанции.
Сегодня в ДВТУ будет рассмотрен этот вопрос.