На международной конференции «Транспортно-транзитный потенциал» в рамках проекта «Санкт-Петербург — морская столица России» представили Стратегию развития портовой инфраструктуры России до 2030 года, а также обсудили проблемы водных и сухопутных транзитных перевозок.

Летом этого года «Росморпорт» закончил разработку двух важнейших документов на долгосрочную перспективу. Первый — это Стратегия развития морской портовой инфраструктуры страны до 2030 года. Сейчас проект проходит официальное согласование, и в скором времени ожидается постановление правительства о принятии программы. Второй документ касался непосредственно компании «Росморпорт» и ее развития до 2015 года.

— Первая стратегия ориентируется на развитие четырех портовых бассейнов — Северного, Северо-Западного, Южного и Дальневосточного, а также на несколько различных типов грузов — контейнерные, навалочные, наливные и так далее, — рассказал начальник инвестиционного управления «Рос морпорта» Дмитрий Онисенко.

Именно по указанным региональным бассейнам в последние годы почти в два раза увеличились объемы грузоперевалки, и ожидается их дальнейший рост. Причем более динамично будут развиваться именно контейнерные перевозки. Представитель «Росморпорта» особые надежды возлагает на Северо-Западный регион. Прогнозы здесь разные, максимальный показатель — самый оптимистичный: к 2030 году объем наливных грузов может достигнуть 150-240 млн тонн, сухих — от 180 до 300 млн. А еще новые высокотехнологичные порты северо-запада должны будут стать главными воротами для экспорта российских углеводородов и минеральных удобрений и основным пунктом в стране для обработки контейнерных грузов. Среди развивающихся сейчас региональных портов в Усть-Луге, Приморске, Высоцке, Санкт-Петербурге основную ставку делают на многофункциональный терминал в Усть-Луге в Ленинградской области. А недавно открытый петербургский порт «Морской фасад» уже довольно активно спорит за туристические потоки Балтики и свою долю в турбизнесе.

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк отметил, что глубоководные порты северо-запада должны будут переориентировать на себя часть грузов с сопредельных с Россией европейских терминалов.

— Это, несомненно, потребует повышения их пропускной способности и комплектования нового флота, — пояснил он.

Так что ключевыми точками для «Росморпорта» станет решение новых задач, развитие вспомогательного флота: строительство собственного и списание отслужившего свое.

В свою очередь, другое ведомство — Росморречфлот — объявило о том, что стало заказчиком этих портов на северо-западе. Из-за кризиса выделенные на реализацию программы развития портов 200 млрд рублей были перераспределены по отдельным мероприятиям на более долгий срок — до 2019 года. Так, помимо сочинских морских объектов отдельное финансирование в 327 млн рублей в 2011 году получил порт Приморска, 475 млн рублей — пассажирский порт Санкт-Петербург и другие порты. Однако проблемы в этих пунктах еще предстоит решить.

К примеру, Большой порт Санкт-Петербург отличается удаленностью пропускных пунктов друг от друга и сложностью имущественных отношений: земельные участки, на которых размещены 15 этих пунктов, находятся в разных формах собственности, здесь работают 35 стивидорных компаний.

По мнению экспертов, принятие программы развития морских портов и инфраструктуры поможет ускорить товародвижение, снизить транспортные издержки в экономике и оздоровить инвестиционный климат.