Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (об уточнении полномочий федеральных органов исполнительной власти и приведении положений Кодекса в соответствие с нормами международных договоров). Об этом говорится в сообщении Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ нижней палаты российского парламента. Законопроект представил официальный представитель Правительства РФ, статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. Председатель Комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Его предложение поддержали 407 депутатов.
Целью данного проекта федерального закона является создание отвечающей современным требованиям нормативной правовой базы для обеспечения эффективной деятельности морского транспорта, создания равных с иностранными участниками данной области отношений условий, защиты интересов отечественного морского флота, говорится в пояснительной записке к документу.
Необходимость разработки проекта федерального закона вызвана, с одной стороны, административной реформой, изменившей систему федеральных органов исполнительной власти и их компетенцию по вопросам государственного управления в области торгового мореплавания, государственного надзора за торговым мореплаванием и государственного портового контроля. С другой стороны, международный характер торгового мореплавания предполагает проведение постоянной работы по максимальному сближению национальных морских правовых норм с международными нормами и стандартами в данной области правового регулирования. Кроме того, с 1999 года при применении Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) были выявлены отдельные положения, требующие уточнения и корректировки, а также неточности, которые необходимо устранить.
В частности, проект закона предполагает приведение в соответствие российского законодательства с Конвенцией о бункерном топливе, которая вступила в силу 21 ноября 2008 года.  В главу XIX КТМ РФ не было включено правило об освобождении зарегистрированного собственника судна валовой вместимостью более чем 1000, эксплуатирующегося исключительно в пределах территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море, от обязанности осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности. Это обусловлено интересами сохранения морской среды от загрязнения бункерным топливом, поскольку утечка или слив бункерного топлива с судов порождает одинаковые последствия, независимо от того, используется ли судно во внутренних или международных рейсах, и поскольку не обеспечение такой ответственности ослабляет режим компенсации за ущерб от загрязнения бункерным топливом.
В связи с дополнением КТМ РФ новой главой XIX потребовалось также внести изменения в статью 10 о вместимости судна, в статью 410 об исковой давности по требованиям возмещению ущерба от загрязнения бункерным топливом и дополнить статьей 422 о праве, подлежащем применению к отношениям, возникающим из причинения ущерба от загрязнения бункерным топливом.