21 октября в Неаполе министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в работе международной конференции «Будущее Трансъевропейских транспортных сетей: построение мостов между Европой и соседними государствами». Как сообщили SeaNews в пресс-службе Минтранса, он выступил на семинаре «Развитие Трансъевропейских транспортных сетей на северном и восточном направлениях: задачи эффективного использования различных видов транспорта и их взаимодействия».
В своем выступлении министр отметил, что развитая транспортная инфраструктура, связывающая Российскую Федерацию и Европейский союз, является одной из важнейших сфер, способствующих социально-экономическому развитию и интеграции наших стран.
Он напомнил, что у России и ЕС имеется богатый опыт взаимодействия по вопросам определения совместных стратегий развития транспортных коммуникаций. В частности, Российской Федерацией и Европейским союзом утверждена «Дорожная карта» по общему экономическому пространству и Доклад Группы Высокого уровня, в котором определены направления совместной деятельности по развитию транспортной инфраструктуры Сторон.
Докладом группы Высокого уровня определено пять основных транспортных коридоров для сообщения Европейского союза с соседними странами, четыре из которых частично проходят по территории Российской Федерации, что еще раз говорит о важности сотрудничества России и стран-членов ЕС в области развития транспортной инфраструктуры.
И.Левитин высоко оценил подписанный участниками конференции Меморандум, регламентирующий деятельность партнерства по транспорту и логистике «Северное измерение». «Отныне политика Северного измерения, направленная на развитие «Северного транспортного коридора» и проекта «Морские магистрали», является общим проектом, за который ответственны все его участники. Уверен, полномасштабная реализация данного проекта будет способствовать укреплению взаимодействия России со странами-участниками партнерства и развитию транспортных коммуникаций и логистических связей в регионе», — сказал И.Левитин.
По мнению главы Минтранса России для реализации в рамках партнерства по транспорту и логистике «Северное измерение» интерес может представлять создание международного транспортного коридора «Баренц Линк» и интеграция его с проектом «Белкомур» на направлении «Запад – Восток». В этом случае новый коридор пройдет по территории скандинавских стран, северной территории России с выходом на Транссиб и далее на Китай.
Говоря о гармонизации долгосрочных транспортных стратегий Российской Федерации и Европейского союза, И.Левитин остановился на основных аспектах Транспортной стратегии РФ в части развития транспортных коммуникаций на северном и восточном направлениях, связывающих Россию с Евросоюзом. Среди перспективных проектов, которые было бы целесообразно учесть при формировании и развитии транспортных осей Европейского Союза, он назвал строительство нового морского порта Усть-Луга с перспективным грузооборотом до 120 млн. т., строительство глубоководного порта в Калининградском заливе в северо-восточной части полуострова Бальга, комплексную модернизацию и строительство новых железных и автомобильных дорог и подходов, путепроводов, транспортных развязок, портовых терминалов и информационно-коммуникационной инфраструктуры Мурманского транспортного узла, развитие Северного морского пути, а также меры по поэтапному открытию российских внутренних водных путей.
Среди мер, предусмотренных Транспортной стратегией и направленных на развитие автомобильного транспорта, И.Левитин назвал реализацию проекта Западная Европа – Западный Китай, что позволит соединить Европу и Азию по экономически более выгодному маршруту по сравнению с аналогичными средним и южным маршрутами.
Коснувшись вопроса развития железнодорожного транспорта, И.Левитин отметил развитие Транссибирской магистрали, а также возможность реализации крупного международного проекта по продлению железнодорожной колеи 1520 до Братиславы и Вены со строительством на Дунае международного логистического комплекса.
Важной задачей эффективного использования различных видов транспорта и их взаимодействия, по мнению министра, является информационно-навигационное обеспечение транспортного комплекса. С этой целю в России создаются мощные информационно-аналитические системы   с использованием (ГЛОНАСС). «Новые технологии позволяют усилить контроль за пересечением   транспортными средствами государственных границ при одновременном ускорении и упрощении процедур пограничного, таможенного и санитарного контроля в пунктах пропуска для законопослушных участников перевозки за счет предварительного электронного декларирования партий товара до прихода транспортных средств в пункт пропуска и создания «зеленого коридора»», – подчеркнул И.Левитин.
Министр сформулировал ключевые приоритеты сотрудничества России и ЕС в области транспорта. Это, прежде всего, стремление к получению взаимных выгод при развитии торговли и туризма между Россией и ЕС, ликвидация барьеров и расширение доступа на рынок транспортных услуг, гармонизация регулирования транспортной деятельности, унификация транспортных стандартов и технологий перевозок. «Без развития устойчивой системы транспортных коммуникаций, невозможно создание Общеевропейского экономического пространства Россия – ЕС, реализация «Дорожных карт» по 4 пространствам и формирование в будущем зоны свободной торговли Россия – ЕС», — сказал И.Левитин.
По мнению министра, дальнейшее развитие трансъевропейских сетей на северном и восточном направлениях с учетом принятых в ЕС и Российской Федерации транспортных Стратегий должно строиться на следующих основополагающих принципах: координация транспортной политики в рамках Транспортного диалога; содействие развитию евроазиатских транспортных связей с акцентом на связи Китай – ЕС через территорию России; облегчение процедур пересечения границ; гармонизация законодательства и технических стандартов; обеспечение безопасности перевозок и транспортной безопасности.