Министр транспорта России Игорь Левитин на заседании президиума правительства Российской Федерации 13 января 2011 года представит проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Об этом говорится в материалах к заседанию президиума правительства.
Целью законопроекта является приведение отдельных норм федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствие с положениями федерального закона «О транспортной безопасности». Так, частью 4 статьи 15 закона о морских портах предусматривается разработка акта (постановления) правительства об утверждении порядка охраны объектов инфраструктуры морского порта.
Вместе с тем федеральный закон «О транспортной безопасности» комплексно подходит к вопросу обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не содержит отдельных положений, предусматривающих специальные процедуры относительно охраны объектов инфраструктуры морского порта, т.к. охрана объектов инфраструктуры морского порта выступает лишь одним из элементов обеспечения транспортной безопасности. В этой связи предлагается в части 4 статьи 15 закона о морских портах исключить отсылку к актам правительства России.
Изменение редакции части 5 статьи 15 закона о морских портах обусловлено тем, что мероприятия по охране границ морского порта являются одним из элементов обеспечения транспортной безопасности при реализации плана обеспечения транспортной безопасности морского порта, говорится в материалах правительства. Порядок совершения определенных действий при осуществлении охраны границ морского порта отражается в плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. В свою очередь план обеспечения транспортной безопасности морского порта разрабатывается на основании результатов проведенной оценки уязвимости морского порта.
Исходя из смысла статьи 5 закона о морских портах, территория морского порта представляет собой совокупность определенного участка суши и водного пространства. Также следует отметить, что морской порт (как единое целое) не является субъектом транспортной инфраструктуры (юридическим лицом), и, следовательно, нормативно не определен субъект, ответственный за обеспечение транспортной безопасности, в том числе за охрану границ морского порта, а также не определен источник финансирования охраны морского порта. На этом основании представляется, что обеспечение нормального функционирования морского порта (как единой транспортной системы) может быть реализовано, в том числе при надлежащей охране его границ. Выполнение этой задачи достижимо путем охраны границ морского порта на основании договоров силами подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующих подразделений федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организаций, находящихся в его ведении.
Внесение изменения в часть 6 статьи 15 закона о морских портах позволит Минтрансу (по согласованию с МВД России) в определенном законодательством порядке устанавливать перечни морских портов, охрану границ которых будут осуществлять подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении.
Разработка и последующее утверждение указанных перечней морских портов нормативным правовым актом в виде приказа Минтранса России позволит ускорить порядок его принятия, а также, в случае необходимости, оперативно вносить в него соответствующие изменения при открытии или закрытии морского порта для оказания услуг, отмечают в правительстве.
Кроме того, на практике аналогичные по сути отношения в области охраны гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования уже урегулированы постановлением Правительства. Так, согласно пункту 3 Положения об охране гидротехнических сооружений и навигационных средств разграничение подлежащих охране объектов между соответствующими подразделениями ведомственной охраны Минтранса России и органов внутренних дел осуществляются на основании совместных актов МВД и Минтранса России.
Напомним, что в сентябре текущего года Минтранс России начал работу по внесению изменений в федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации». Планируется, что формирование окончательных поправок в ФЗ «О морских портах РФ» будет завершено в 2011 году.