Игорь Польченко

Источник: деловой еженедельник «Конкурент»

Первым резидентом свободного порта Владивосток стала «Тихоокеанская инвестиционная компания», дочернее предприятие «Транзит-ДВ», с проектом строительства пятизвездочной гостиницы и жилого комплекса в Славянке. Этот проект — только часть глобального замысла по созданию порта-хаба международного значения, призванного реализовать транспортно-логистический потенциал Приморья и интегрировать его в транснациональные торговые морские пути. О том, какие уникальные возможности откроет режим СПВ для портов края, рассказал Игорь Польченко, президент Группы компаний «Транзит-ДВ».

— Игорь Александрович, Славянка сегодня уже далеко не та, что два года назад. Можно ли сказать, что резидентов там уже ожидает благодатная почва?

— Два года назад о Славянке на международном рынке портовых услуг вообще было мало известно, а сегодня это один из крупных портов, в который заходят магистральные контейнерные морские линии. Он стоит в расписании судозаходов ведущих мировых контейнерных компаний, таких как Zim Integrated Shipping Services, и принимает самые большие контейнеровозы.

Пятизвездочная гостиница должна стать точкой развития делового туризма. Земля под нее уже оформлена, преференции СПВ позволят значительно удешевить строительство. Наш китайский партнер — инвестиционная компания по управлению госактивами КНР «Чжун Гун Синь» — занимается проектированием. Объем инвестиций составил около 5 млрд рублей.

В Славянке «Транзит-ДВ» удалось построить первый и пока единственный в России рейдовый перегрузочный контейнерный комплекс, и мы будем развивать его с помощью режима СПВ.

— Вы неоднократно говорили о том, что свободный порт Владивосток должен быть единым, от Зарубино до Восточного. Это подразумевает полное отсутствие таможенных границ?

— Единый порт означает единый судозаход, то есть контейнеровоз, который к нам приходит, может беспрепятственно зайти в Зарубино, «открыть границу» и спокойно отправиться в Славянку, Владивосток, порт Восточный и т. д. Для реализации этой задачи, конечно, должны быть решены проблемы в таможенном законодательстве. Сейчас наша компания активно участвует в работе над законодательной базой для СПВ. Многие пробелы мы уже восполнили, но сделать еще нужно много — например, пересмотреть таможенные отношения России и Китая, снизить барьеры между ними.

Закон часто подвергается критике; да, он несовершенен, но, вы только представьте, у нас до сих пор вообще не было нормативно-правовой базы, позволяющей развивать акватории, а теперь появилась. Мы начинали законотворческую работу практически с нуля, но с каждым шагом она все больше продвигается вперед.

— Как вы оцениваете интерес к свободному порту со стороны международного бизнес-сообщества?

— Интерес растет. Сейчас, когда мы разговариваем с вами по телефону, я нахожусь в Южной Америке. Моя задача — рассказать о преимуществах, которые способен дать южноамериканскому бизнесу режим СПВ, что некоторым компаниям будет выгодно открыть производства в Приморье, сделать его своей площадкой для выхода на рынки стран Азиатско-Тихо­океанского региона. Сейчас мы ведем активные переговоры по этому поводу. Необходимо донести до потенциальных партнеров информацию, потому что они зачастую ничего не знают о свободном порте. Это все равно как если бы вы оказались в тайге, и вас пригласили зайти на огонек. Когда начинал строиться контейнерный комплекс в Славянке, была ровно та же ситуация, и посмотрите, как все изменилось за два года.

— Если говорить о социальной стороне СПВ, как вы относитесь к тому, что закон фактически снимает ограничения на использование иностранной рабочей силы?

— Наша компания создает рабочие места для местного населения. Более того, мы имеем ряд соглашений с высшими учебными заведениями, где обучаем специалистов, сотрудничаем с институтами, берем студентов на практику, позволяем им творить, фантазировать, мечтать, потому что нас интересуют смелые проекты. У нас все сотрудники в Славянке — местные. Я считаю, «свой» человек всегда лучше. А в том, что режим СПВ дает возможность беспрепятственно привозить специалистов из-за границы, есть и большие плюсы. Так, если китайские партнеры захотят, чтобы их сотрудники приехали к нам выполнить какую-либо работу или просто на консультацию, у них не возникнет проблем. Визы не понадобятся. Это, безусловно, укрепляет отношения.

— Игорь Александрович, какой вы видите Славянку, уже реализовавшую свой портовый потенциал в рамках СПВ? О каких цифрах можно говорить?

— Это будет совершенно другой уровень. Это будет порт, с максимальной эффективностью интегрированный в международные торговые морские пути, логистика, которая, например, позволит отправлять товары в Китай непосредственно из Владивостока и Славянки, минуя посредников. Наша задача — развить СПВ так, чтобы каждое контейнерное судно, которое к нам приходит, могло взять минимум 500 контейнеров на борт, исходя из того, что, по нашим планам, судозаход в Славянке должен составить порядка 50 судов в месяц.

Источник: деловой еженедельник «Конкурент»