1 ноября 2012 года на очередном заседании Межведомственной рабочей группы Минтранса России и ФТС России по вопросам взаимодействия при осуществлении государственного контроля международных морских и речных перевозок рассматривался вопрос о «Декларировании в качестве судовых припасов бункерного топлива и ГСМ для транзитных судов». Доклад по этому вопросу был озвучен президентом Группы компаний «Транзит-ДВ» Сергеем Алексеевичем Болдыревым.
Председателями заседания были заместитель руководителя ФТС России Давыдов Р.В. и заместитель Министра транспорта РФ Олерский В.А. Вопросы, которые рассматривались на заседании, касались количества обеспечения судовых припасов и транзитных перевозок через порты РФ.
Сергей Алексеевич выразил позицию многих российских компаний, занимающихся бункерным бизнесом. Россия – сильная морская держава. Транспорт, в том числе морской, может быть одной из важных статей дохода в государственный бюджет. В интересах любого развитого государства приоритетно развитие инфраструктуры, а не максимально возможные суммы налоговых, таможенных и прочих сборов. Сейчас в России складывается тревожная ситуация для многих владельцев бизнеса, связанного с зарубежными компаниями, а значит и таможенными процедурами на границе.
На сегодняшний день ФТС России зачастую действует, исходя из собственных интересов, а не интересов государства в целом. Задачей ФТС является сбор определенного количества средств в федеральную казну. При этом на второй план отходит то, какими путями и способами будет выполнена задача. Для регулирования правоотношений, связанных с пересечением государственных границ, 18 мая 1973 года в Киото была подписана Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. Протокола от 26.06.1999) – Киотская конвенция. Однако, несмотря на положения, прописанные в ней, ФТС России трактует их на свое собственное усмотрение, для выполнения вышеназванной задачи. Этот подход в корне нарушает принципы здорового развития экономики государства.
В докладе на заседании рабочей группы президент холдинга «Транзит-ДВ» сделал акцент на том, что транспортная отрасль могла бы принести в казну России гораздо больше средств, чем сейчас приносят таможенные сборы. Для этого необходимо установить единое понимание и интерпретацию законов о таможенном оформлении иностранных судов как со стороны ФТС, так и со стороны собственников бизнеса. Особое внимание было уделено транзиту через территорию РФ и судозаходу транзитных судов в российские порты. Для развития российских портов до конкурентоспособного уровня необходимо развивать рынок транзитных бункерных перевозок, не позволяя ФТС самостоятельно определять количество судовых припасов, не имея на то никаких законных оснований.
Как правило, свои действия сотрудники ФТС оправдывают тем, что бункерные операции на рейдах российских портов часто становятся «беспошлинной недорогой заправкой», где любое иностранное может взять неограниченный объем топлива для перепродажи без уплаты таможенных пошлин. А это приводит к значительному недополучению средств в государственный бюджет. Однако, такое видение ситуации не всегда верно. Во-первых, цены на внутреннем рынке гораздо выше цен, по которым топливо идет на экспорт, а это значит, что оборот на территории России больше, чем при том же количестве топлива на экспорт; во-вторых, все средства от бункерных сделок с транзитным топливом остаются в российских компаниях и идут на развития компаний, на увеличение её оборотов, а соответственно и увеличению налогов, выплачиваемых этими компаниями в государственную казну; в-третьих, предоставляя услуги бункеровки транзитных иностранных судов, российские судовладельцы значительно повышают привлекательность отечественных портов на международном рынке. Всё это говорит о том, что при грамотном подходе, экономику России можно развивать планомерно и постоянно, без крайних мер в виде необоснованных санкций ФТС.
После того, как доклад был озвучен, состоялось его обсуждение. В результате, было принято решение проанализировать деятельность бункеровочных компаний, чтобы выявить основные проблемы и принять меры для их решения. Согласно Протоколу заседания, было принято решение «ФТС России и Минтрансу России в срок до 17 декабря 2012 года организовать и провести рабочую встречу с участием заинтересованных сторон в целях проведения анализа экономической обоснованности и возможных потерь бюджета Российской Федерации в случае отгрузки бункерного топлива и ГСМ в качестве судовых припасов (без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер тарифного регулирования) без каких-либо количественных ограничений, без учета целей и маршрута следования судна». С протоколом заседания в полном объеме можно ознакомиться здесь:  Протокол заседания Рабочей группы ФТС и Минтранса РФ.docx (28.72 KB) .
Через неделю после заседания рабочей группы состоялось Рабочее совещание представителей бункерных компаний по вопросу о подготовке к внеочередному заседанию Межведомственной рабочей группы Минтранса РФ и ФТС РФ. На совещании было принято решение подготовить аналитическую записку о преимуществах развития рынка бункеровки транзитных судов в РФ с предоставлением результатов на рассмотрение Рабочей группы, либо иных органов исполнительной власти или Морской коллегии при Правительстве РФ. Полную версию Протокола см. здесь:  Протокол совещания_07.11.2012.pdf (113.23 KB)
Подобные диалоги собственников транспортного и бункерного бизнеса с представителями власти страны необходимо проводить регулярно, т.к. это единственный способ выяснить реальную ситуацию на рынке и принять необходимые меры для вывода России на новый уровень экономической активности.