13 сентября в Лондоне прошла встреча Совета Директоров Международной палаты судоходства International Chamber of Shipping (ICS), членами которой являются крупнейшие национальные ассоциации судовладельцев, представляющие интересы более 80% всего мирового торгового флота. На встрече с чувством глубокого удовлетворения была горячо одобрена деятельность IMO, принявшей в июне разработанный ею же пакет технических правил и требований, призванных ограничить выброс в атмосферу СО2. Совет считает, что большинство судовладельцев предпочитает схему создания компенсирующего фонда, в которой будут вноситься взносы от судовладельцев, сами взносы будут зависеть от количества потребляемого топлива. Эта схема предпочтительнее схемы торговли квотами на выброс. Новые правила вступают в силу в 2013 году, а к тому времени, выразил надежду Совет Директоров, ряд стран отменит введение местных правил, ограничивающих выброс СО2, так как местные правила, на национальном или региональном (вроде ЕС) уровне, лишь вносят неразбериху и могут дестабилизировать мировое судоходство, по понятным причинам.

Далее Совет Директоров выразил озабоченность бунтом ряда страна против принятого IMO индекса энергоэффективности Energy Efficiency Design Index (EEDI). Как известно, индекс распространяется на строящиеся и проектируемые суда. Руководство Палаты заявило, что оно разработает нечто вроде инструкции, которая пояснит каждому судовладельцу риски, связанные с отказом от EEDI.

Совет Директоров благоразумно умолчал про некоторые детали. Ряд стран уже заявил, что они позволят судовладельцам, регистрирующим новые суда под их флагами, строить суда без EEDI. Среди бунтующих далеко не последние страны в мировом судоходстве. Первыми выразили свое несогласие Бразилия, Китай, ЮАР и Саудовская Аравия. Затем к ним присоединилась Панама. Под флагом Панамы зарегистрировано 8458 судов, это более 21% мирового тоннажа в брт. При этом Еврокомиссия уже заявила, что вряд ли ЕС запретит судам, которым будет предоставлена отсрочка в исполнении требований IMO, заход в воды и порты стран ЕС.

Все понимают, что борьба с выбросами парниковых газов к минимум сомнительная с научной точки зрения. Применительно к судоходству обоснование борьбы с выбросами, если вспомнить некоторые независимые исследования последствий этой борьбы, вообще не выдерживает критики. Зато борьба требует огромных капиталовложений, и соответственно, ряд компаний и корпораций получат от борьбы огромные выгоды – достаточно упомянуть необходимость разработки новых технологий и производства требуемого оборудования. Как-то не верится, что все ведущие мировые морские организации, начиная с IMO, стали пламенными борцами с потеплением просто так, потому что ими руководят очень хорошие люди, страдающие бессонницей от дум о будущем планеты.