Обвинение судоходных компаний в согласованных действиях по установлению ставок фрахта должно содержать все необходимые признаки состава ограничения конкуренции – эксперт

Обвинение судоходных компаний в согласованных действиях по установлению ставок фрахта должно содержать все необходимые признаки состава ограничения конкуренции, считает управляющий партнер Адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов.

«После перерыва для изучения рынка Федеральная антимонопольная служба возобновила дело о сговоре крупнейших судоходных линий. Такая информация содержится на официальном сайте федеральной службы. Антимонопольный орган подозревает операторов морских перевозок в наличии признаков картеля выраженного в согласованном установлении одинаковых надбавок к ставкам фрахта (GRI) за услуги по перевозке грузов в контейнерах по направлению Юго-Восточная Азия, а именно Дальний Восток – Северная Европа (в том числе в Санкт-Петербург)», — поясняет Маслов.

По его словам, в случае если факт согласованного установления и поддержании стоимости надбавок к ставкам фрахта будет доказан, то административный штраф составляет от 1 до 15% годовой выручки хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке (14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). А в случае если согласованные действия повлекли за собой крупный ущерб в размере более 10 млн руб. или крупный доход в размере 50 млн руб., руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации с максимальной санкцией в виде лишения свободы сроком до трех лет и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность сроком до одного года.

Между тем следует напомнить, что 2011-2013 годах в аналогичных согласованных действиях подозревались крупные участники топливного рынка. Анализ различной судебной практики по данному вопросу, в том числе и отрицательной для антимонопольного органа позволяет на данном этапе выделить некоторые точки или направления защиты, которые могут быть актуальны при доказывании отсутствия признаков согласованных действий.

Из системного анализа статей 4,8,11 федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными необходимо доказать, что эти действия совершены указанными лицами на одном товарном рынке; не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов и их результат соответствовал интересам каждого из названных лиц. Соответственно, согласованные действия являются моделью группового поведения и предполагают совершение хозяйствующими субъектами координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.

При таких обстоятельствах ключевыми критериями, которые должны быть положены в основу защиты против подозрения в согласованных действиях являются: оперирование на разных товарных рынках (в том числе регионы, услуги); самостоятельное планирование цен и расходов с учетом экономической рентабельности; агентский статус (агент не может самостоятельно устанавливать цену услуги); повышение цен на разную величину, в разные даты, и размеры, по разным основаниям и экономическим причинам; отсутствие нарушения прав других хозяйствующих субъектов.

Кроме того, следует иметь ввиду установленные законом безусловные основания для смягчения или полного освобождения от ответственности или наказания.

Источник: http://portnews.ru/news/205125/

Дмитрий Медведев подписал распоряжение об упрощении таможенных процедур

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 15 августа 2015 года №1567-р. Как сообщает пресс-служба правительства, проект распоряжения внесен Минэкономразвития во исполнение решений по итогам совещания о реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы от 11 декабря 2014 года (№ДМ-П13-90пр).

«Внесенные в «дорожную карту» изменения направлены на ускорение и оптимизацию таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Позволит создать условия для улучшения инвестиционного климата в России», — отмечается в сообщении.

План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» утвержден распоряжением правительства от 29 июня 2012 года №1125-р.

Подписанным распоряжением «дорожная карта» дополнена 15 новыми пунктами.

В частности, в «дорожную карту» включены мероприятия, направленные на совершенствование и оптимизацию таможенных операций в воздушных и морских пунктах пропуска, процедур таможенного транзита, внесения уплаты таможенных платежей, возврата таможенных платежей, упрощение и ускорение получения разрешительных документов при ввозе и вывозе товаров.

Также «дорожной картой» предусматривается разработка и утверждение плана развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза с учетом внедрения и развития механизма единого окна в государствах – членах Евразийского экономического союза.

Источник: http://portnews.ru/news/205092/

На следующей неделе сохранится снижение цен на бункерное топливо – аналитики

На следующей неделе сохранится снижение цен на бункерное топливо при наличии ежедневных колебаний. Такой прогноз ИАА «ПортНьюс» предоставлен MarineBunkerExchange (MABUX).

Общий нисходящий тренд мировых топливных котировок, преобладающий на рынке уже достаточно длительное время, продолжился и на текущей неделе. Основным фактором давления остается избыток предложения, который, по некоторым оценкам, уже достиг отметки в 3 млн баррелей в день. На фоне замедления темпов роста мировой экономики (и, прежде всего, китайской)  ведущие производители нефти: США, Россия и государства ОПЕК, не демонстрируют признаков сокращения добычи. Дополнительное давление на котировки было оказано укрепившимся долларом.

Значения Мирового бункерного индекса MABUX,  рассчитываемого из текущих цен на основные виды бункерного топлива в пуле ведущих портов мира, в период с 13 по 19 августа продолжили показывать снижение, причем его темпы вновь возросли.

Опасения относительно перенасыщенности рынка обострились в последние недели после новостей об увеличении числа буровых установок в США, несмотря на низкие цены на нефть. В частности, число действующих нефтяных буровых установок в США выросло на 2 единицы до 672 (рост 4-ю неделю подряд). В целом, общее число буровых по-прежнему примерно на 60% ниже максимума 1609 единиц, достигнутого в октябре прошлого года. Продолжающийся рост количества установок показывает, что производители сланцевой нефти в США увеличивают эффективность добычи и могут наращивать объем буровых работ даже при текущих низких ценах.  Вместе с тем, вряд ли стоит ожидать длительного продолжения роста числа действующих буровых, а возможное последующее падение буровой активности может вызвать снижение объемов добычи нефти в США, поддержав тем самым топливные цены до конца года.

В последнее время отмечается последовательный рост запасов нефти на главном нефтехранилище США в Кушинге. Это связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы в США в настоящее время начинают замедлять производство по мере приближения периода технического обслуживания после того, как пик летнего водительского сезона в США миновал. А это, в свою очередь, может снизить коммерческий спрос на нефть и еще больше увеличить запасы, двинув цены далее вниз.

Последние действия Народного банка Китая резко усилили опасения по поводу возможных последствий девальвации юаня для глобального валютного и топливного рынков. Вместе с тем, на данный момент удешевление китайской валюты вряд ли значительно повлияет на импорт нефти в КНР, так как сильное падение цен на нефть нивелирует эту девальвацию. Кроме того, импорт может получить поддержку со стороны растущего экспорта из Китая продуктов переработки.

Рост ВВП 19 стран еврозоны, по первой оценке, во втором квартале составил 0,4% в квартальном исчислении и 1,3% — в годовом. Ранее ожидалось, что восстановление в еврозоне останется умеренным и постепенным, однако темпы восстановления пока расцениваются как «разочаровывающие» в долгосрочной перспективе, поскольку реальный ВВП еврозоны сейчас остается около уровней 2008 года.

Позитивной новостью отметилась Греция: 14 августа министры финансов еврозоны согласовали предоставление стране нового пакета финансовой помощи в размере 86 млрд евро.  Однако принятое решение еще требует одобрения парламентов ряда европейских стран. Германия уже заявила, что будет участвовать в новом раунде финансовой помощи только при участии в нем Международного валютного фонда, который пока отказался дать подобные обязательства. По мнению МВФ, сначала реальные шаги по сокращению греческого долга должны предпринять правительства других стран еврозоны.
Спекуляции по поводу отмены санкций в отношении Ирана остаются потенциальным драйвером рынка. Представители Госдепартамента США заявили, что Соединенные Штаты не намерены следовать примеру Швейцарии, уже решившей снять санкции с Ирана. По заявлению Госдепа, санкции не будут сняты до тех пор, пока МАГАТЭ не убедится в том, что Иран предпринял все необходимые шаги, связанные с его ядерной программой.

При этом в США уже 21 сенатор-демократ намерен поддержать сделку. Для того, чтобы республиканская оппозиция в верхней палате не смогла ее заблокировать и преодолеть президентское вето, необходимо 34 голоса. В соответствии с принятым в США законом, договоренность с Ираном была направлена администрацией на рассмотрение Конгресса, у которого есть 60 дней на изучение документа. Пока же Управление энергетической информации США предполагает, что Иран может начать продавать дополнительно до 100 000 баррелей нефти в день из своих запасов до конца этого года.
Дополнительное давление на топливные цены оказывают сообщения о том, что Ирак намерен нарастить добычу, которая в июле и так повысилась до рекордно высокой отметки в 4,18 миллиона баррелей в сутки. Кроме того, Ангола планирует поставлять на мировой рынок в октябре 1,83 миллиона баррелей нефти в день, что является самым высоким показателем с ноября 2011 года.

В целом, на мировом топливном рынке по-прежнему отсутствуют признаки перебалансировки, как нет и признаков сокращения нефтедобычи в какой-либо из стран. В этих условиях цены на бункерное топливо будут продолжать постепенное скольжение вниз.

Источник: http://portnews.ru/news/205098/