Три наивных вопроса об утечке льяльных вод с судна «Сказочный мост» в акваторию бухты Круглой

Участники пресс-конференции 14 октября 2014 года во Владивостоке
Пятно, появившееся на поверхности воды бухты Круглой Славянского залива 11 октября, наделало много шума в Приморье. Однако в результате разбирательства, проведенного владельцем теплохода «Сказочный мост», который оказался виновником переполоха, авторитетными экологами, выяснилось, что слухи об «экологическом ЧП» оказались сильно преувеличенными.

Во Владивостоке состоялась пресс-конференция с участием исполнительного президента Группы компаний «Транзит-ДВ» Валерия Морозова, профессора, доктора наук, эколога Владимира Ракова, исполнительного директора ЗАО «Востокбункер» Сергея Жидкова и доктора наук, президента общественно-научного координационного центра «Живая вода» Татьяны Вшивковой. Специалисты без утайки ответили на все вопросы приморских журналистов.
Что все-таки на самом деле случилось в минувшую субботу в бухте Круглой, справедливы ли утверждения о разливе нефтепродуктов?

— 11 октября на акватории в Хасанском районе произошла нештатная ситуация, масштаб которой в ряде СМИ был преувеличен в разы, — объяснил Валерий Морозов. – Сразу после обнаружения загрязнения на поверхности моря в акватории бухты Круглой компанией было проведено служебное расследование. Установлено, что загрязнение поверхности льяльными водами произошло с борта теплохода «Сказочный мост», принадлежащего Группе компаний «Транзит-ДВ».

Льяльные воды, иначе говоря, технические, к нефтепродуктам можно притянуть только за уши. Это обычная Н2О, которая используется для нужд машинного отделения. Конечно, эта жидкость содержит вредные примеси, полученные в результате контакта с механизмами, но частички масла, мазута или дизельного топлива там присутствуют в концентрации не более 10 — 15 процентов.

Насколько компания оказалась готовой к ликвидации загрязнения в акватории? Какими силами и средствами обладает «Востокбункер» для действий в нештатных ситуациях?

Площадь пятна на поверхности моря составила 50 на 100 метров, побережье не загрязнено. Сразу после сообщения о загрязнении в море вышли катер и буксир аварийно-спасательной службы ЗАО «Востокбункер», по тревоге были подняты все специалисты подразделения. Работы по очистке поверхности начались в 9.00. К 17.00 того же дня загрязнение было полностью ликвидировано.

— Зона ответственности нашего предприятия – это порты Зарубино, Славянка и Посьет,- рассказал Сергей Жидков. – Пополняем свой «аварийный» флот в ноябре со Славянского судостроительного завода выйдет новое судно-мусоросборщик, оборудованное специальным устройством для ликвидации пятен загрязнения. Для мониторинга акватории внедряем беспилотные летательные аппараты. Когда ведется производственная деятельность, всегда существуют риски для экологии, и к этому мы обязаны быть готовыми.

Насколько пострадали морские обитатели в Славянском заливе в результате утечки в акваторию 40 литров грязной воды?

На этот вопрос мы попросили ответить ученого-эколога. Владимир Раков акцентировал внимание на действительно опасных загрязнениях моря от береговых предприятий, от сброса с танкеров и сухогрузов балластных вод, которые считаются условно чистыми, но на самом деле могут содержать опасные микроорганизмы и примеси нефтепродуктов. Что касается конкретной ситуации, случившейся в минувшую субботу, профессор просветил:

— Сработали очень профессионально и оперативно при ликвидации загрязнения. Фитопланктон, конечно, пострадает, а затем далее – по пищевой цепочке. Но надо учитывать, что на каждом звене ущерб снижается в 10 раз. То есть если нарушены 10 кг фитопланктона, это отразится только на 1 кг зоопланктона и так далее. Может быть, в конце цепи какая-нибудь одна камбала получит аномалию. А нерпам уже ничего не грозит.

А в это время

Экологи Приморья высоко оценили готовность сотрудничать с учеными со стороны Группы компаний «Транзит-ДВ». Президент общественно-научного координационного центра Татьяна Вшивкова сказала, что сегодняшняя встреча экологов и бизнеса на ее памяти первая:

— Бизнес становится более открытым, и это дает нам надежду на будущее. Приморье достойно заботы.

Татьяна Сергеевна рассказала также о том, о чем скромно промолчали представители ГК «Транзит-ДВ». Руководство корпорации намерено учредить гранты для молодых исследователей и разработчиков проектов экологической и социально-экономической направленности для Хасанского района. Исполнительный директор группы компаний Валерий Морозов подтвердил планы корпорации материально поддержать начинающих ученых.

Елена КРАЙНЕВА. Фото Татьяны РОМАНОВОЙ.

Источник: КП-Владивосток