Игорь Польченко: Хасанский ТОР станет «паровозом» приморской экономики

Законопроект о территориях социально-экономического развития вызвал неоднозначную реакцию дальневосточного бизнес-сообщества: от завышенных ожиданий и смелых инициатив, до преждевременных страхов и неприятия.

Группа компаний «Транзит-ДВ» выходит с предложением к Правительству РФ о внесении ряда существенных дополнений в закон о ТОРах. Кроме того бункеровочная компания предлагает реализовать конкретную смелую бизнес-инициативу. Президент ГК «Транзит-ДВ» Игорь Польченко на страницах «К» поделился своими идеями и мыслями о будущем ТОРов.

Польченко Игорь Александрович

— Давайте сразу определимся, вы сторонник или противник ТОРов?

— Однозначно, да, – я сторонник ТОРов. На сегодняшний день я не вижу другой альтернативы, способствующей ускоренному развитию Дальнего Востока. Необходимо понимать, что создание территорий опережающего развития имеет целью формирование благоприятной среды для привлечения, прежде всего, иностранных инвестиций. Законопроект основан на обеспечении конкурентных условий для организации экспортоориентированных производств на Дальнем Востоке. Создание конкурентной среды на отдельных территориях — перспектива для Дальнего Востока гораздо более реальная, чем выравнивание стартовых условий развития методом «сплошной» либерализации.

— Откуда такая уверенность?

— В течение всего года мне и специалистам Группы компаний «Транзит-ДВ» приходилось активно взаимодействовать с представителями Минвостокразвития и администрации Приморского края. Я хорошо знаю, с чего все начиналось, и какой колоссальный объем работы удалось проделать сотрудникам министерства. Законопроект о ТОРах — это результат огромной работы при взаимодействии потенциальных резидентов, иностранных инвесторов и власти. Те, кто активно критикует закон, может быть, не до конца понимают его сущность, необходимость и важность.

— Какие направления наиболее перспективны для Приморья?

— На Дальнем Востоке не нужно замахиваться на мощные промышленные производства, а развивать те направления бизнеса, которые здесь наиболее конкурентоспособны и вписаны в геополитическое пространство. Одно из таких направлений – логистика. У нас есть шанс стать центром судоходства, изменить сложившуюся схему морских торговых путей с выгодой для России. Мы забыли, что мы — мощная морская держава. Нашему региону Бог дал море с выгодно расположенными морскими путями. Вот эти преимущества, на мой взгляд, и нужно использовать максимально эффективно, нужно становиться лучшими в этих отраслях. А мы пока не используем свои преимущества в полной мере. А ведь развитие транспортной инфраструктуры в целях эффективного взаимодействия с другими государствами – это основа для экономического прогресса любого государства. Для России это особенно актуально в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому у нас в Приморском крае приоритетное значение имеет реализация проекта транспортного коридора «Приморье-2».

— Какие дополнения, по-вашему, необходимо учесть при работе над законопроектом о ТОРах?
— ТОРы должны быть привязаны к границам муниципальных районов. Поскольку якорные предприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование ТОРов, зачастую находятся в разных поселениях одного района.
В законе предусматривается ответственность только резидента. Мы предлагаем расширить зону ответственности и предусмотреть ответственность управляющих компаний. Существенным нарушением должно являться несоблюдение условий об осуществлении деятельности. Так же, необходимо предусмотреть возмещение ущерба резиденту по вине управляющей компании. В самой управляющей компании должен быть оператор (представитель) от бизнеса. Это не должны быть исключительно государственные служащие.

Для того чтобы ТОРы работали, необходимы некоторые дополнения по другим направлениям.
— Каким именно?

— Ну, например, в качестве пилотного проекта в рамках создаваемого ТОР Хасанский район, Группа компаний «Транзит-ДВ» предлагает создать единый бункеровочный супермаркет. Это специально выделенная акватория портов юга Приморского края, предназначенная для проведения бункеровки судов на рейде. Единый свод правил, стандартов и требований при осуществлении бункеровочной деятельности. Уникальный набор сервисов для участников бункеровочного рынка. Преимущества заключаются в применении новых стандартов ведения деятельности, соотвествующих международным рынкам, таким как Сингапур. А это, в свою очередь, способствует созданию сопутствующих бизнес-направлений, увеличению налоговых отчислений в бюджет.
Необходимо на уровне Правительства РФ введение обязательного лицензирования деятельности компаний, занимающихся бункеровкой. Министерство транспорта должно разработать регламент введения рейдового перегрузочного комплекса (РПК) в эксплуатацию и осуществлять контроль этого регламента.

В целях дальнейшего продвижения портов юга Приморского края как мирового бункеровочного центра группа компаний «Транзит-ДВ» предлагает инициировать использование понятия «бондовый бункер» в законодательстве Таможенного союза, применительно к бункерному топливу. Создать правовую базу для организации и деятельности бондовых складов морских портов, предназначенных для размещения, хранения в береговых или плавучих емкостях и отпуска на морские суда бондового бункера. Это позволит России стать ведущим игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В целом деятельность бункеровочного супермаркета будет являться гарантом экономической и экологической безопасности региона. Повлечет за собой развитие территории, малого и среднего бизнеса. В таком варианте Хасанский ТОР действительно может стать «паровозом» для всей экономики Дальнего Востока.

ОФИЦИАЛЬНО

Галушка представил Госдуме реалистичный рецепт подъема
В середине октября Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в Госдуме РФ выступил перед депутатами в рамках правительственного часа.  Он подвел итоги работы Министерства, которая началась 11 сентября прошлого года. Глава Минвостокразвития подробно рассказал депутатам о принципах и этапах работы по созданию ТОР на Дальнем Востоке: выделении 14 площадок, проработке критериев, работе над законопроектом, формировании базы инвесторов, подписании соглашений о сотрудничестве. Александр Галушка особо подчеркнул важнейшую положительную роль ТОР в качественно новом развитии малого бизнеса. «Как показывает практика, приход крупных инвесторов формирует спрос на развитие малого бизнеса, позволяет ему формироваться и развиваться на новом качественном уровне. ТОРы – это спрос на качественно новый производственный малый и средний бизнес на Дальнем Востоке. С учетом прогноза объема валового выпуска в планируемых на Дальнем Востоке ТОРах к 2020 году на уровне 727,7 млрд. руб. в год, спрос, который может быть удовлетворен компаниями сектора малого и среднего предпринимательства, составляет 167,4 млрд. руб. в год», — отметил министр.

Александр Галушка также рассказал о ключевых идеях законопроекта о ТОР, который предстоит рассмотреть депутатам Госдумы: масштабном дерегулировании (дебюрократизации) и налоговом стимулировании. Подробно остановился на принципах отбора и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
Глава Минвостокразвития резюмировал, что в результате реализации инвестиционных проектов и создания территорий опережающего развития в течение 10 лет можно рассчитывать на увеличение ВРП на Дальнем Востоке на 2,8 триллиона рублей, создание 76 тысяч новых рабочих мест, привлечение более 3 триллионов рублей частных инвестиций.
«Особо хотел бы остановиться на вопросе о том, для кого будут созданы эти новые рабочие места. Это вопрос, например, задавало мне Центральное китайское телевидение в Харбине. Для нас приоритеты очевидны. В первую очередь, рабочие места создаются для дальневосточников. Во вторую, для остальных граждан Российской Федерации, если у нас на Дальнем Востоке нет тех или иных квалифицированных кадров. В-третьих, для людей с той же идентичностью», — подчеркнул Александр Галушка.

Глава Минвостокразвития обратился к депутатам с просьбой законодательно закрепить приоритет развития Дальнего Востока в законе о федеральном бюджете на 2015 год. А поскольку развитие Дальнего Востока — национальный приоритет государства на весь 21 век, то закрепить не только в законе о бюджете, а в бюджетном кодексе. «Создание сети территорий опережающего развития, реализация готовых инвестиционных проектов, приоритетизация государственных программ развития Дальнего Востока и новое качество работы региональных управленческих команд – задача сложная, но практически достижимая. Ее внедрение в жизнь – это реалистичный рецепт подъема и ускоренного развития Дальнего Востока. Все это можно сделать!» – подытожил руководитель Минвостокразвития.

Источник: деловой еженедельник «Конкурент»