Президент Группы компаний «Транзит-ДВ» Игорь Польченко в эксклюзивном интервью РИА «Дейта.Ru» рассказал об итогах работы холдинга в 2014 году, о планах на будущий год и о том, повлияет ли кризис на реализацию намеченного.

— Игорь Александрович, каким был этот год для вашего холдинга?
— Очень удачным. Мы разработали и приступили к реализации сразу нескольких масштабных бизнес-проектов, которые выведут «Транзит-ДВ» на новый уровень, да и на всю экономику Дальнего Востока России повлияют благотворно. Ведь мы не замыкаемся только на собственных интересах, наша миссии – построить мир, которому люди захотят принадлежать.
— Вы можете более подробно рассказать об этих проектах?
— Во-первых, это проект мультимодального транспортно-логистического комплекса в Хасанском районе (Славянке и Зарубино). В последние годы нам удалось привлечь в эти порты крупные суда-контейнеровозы, которые заходят для бункеровок топливом. Мы будем использовать эти судозаходы для организации транзита товаров, производимых в северо-восточных провинциях Китая. Фактически речь идет о реализации давнего проекта дальневосточных ученых — международном транспортном коридоре «Приморье-2». Товары будут поступать по автомобильной и железной дороге через границу в Славянку и Зарубино, здесь – перегружаться на контейнеровозы и дальше расходиться по всему миру. У нас есть китайские партнеры, которые готовы организовывать этот грузопоток на территории КНР. На днях в Славянку пришел построенный специально для этого нидерландским судостроительным холдингом Damen рейдово-перегрузочный комплекс (РПК). Его производительность 1200 тонн в час. Он способен грузить контейнеры даже на самые крупные контейнеровозы. После оформления документации (как и весь флот «Транзит-ДВ», РПК будет работать под российским флагом) он приступит к работе.
Реализация этого проекта будет сопровождаться значительным строительством – сейчас идет подготовка к строительству контейнерного терминала и пятизвездочной гостиницы в Славянке, будет расширена автодорога к госгранице, немало вкладывается и будет вкладываться дальше в социально-культурную сферу обоих поселков…
Этот проект получил поддержку министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Сергеевича Галушка и полпреда Президента в ДФО Юрия Петровича Трутнева. А о доверии Правительства России говорит тот факт, что специальным постановлением под этот проект были расширены границы порт Посьет, в который входят Зарубино и Славянка. Эта поддержка вполне объяснима, учитывая, что развитие транспортного коридора «Приморье-2» станет своеобразным локомотивом экономики и повлечет за собой развитие смежных бизнесов, связанных с обслуживанием и обеспечением судов, загрузкой автомобильных и железных дорог и т. д.
— Другие ваши бизнес-проекты связаны с этим?
— Да. Во-первых, проект топливного супермаркета на юге Дальнего Востока. Сейчас бункеровкой морских судов в этом регионе занимаются десятки компаний. С одной стороны, это неплохо: общий объем бункеровок в этом году должен достичь 8 млн тонн. Это делает Россию вторым по значению бункеровочным центром в АТР и стимулирует ее экономику. С другой стороны, надо признать, что рынок этот у нас еще проходит стадию формирования и, к сожалению, достаточно сумбурен. Некоторые компании, занятые в этом бизнесе, не выполняют элементарных требований по экологической безопасности, да и с финансовой точки зрения тут не все прозрачно. Несколько инцидентов с разливами нефтепродуктов в минувшем году – тому подтверждение.
Топливный супермаркет, который мы предлагаем, — это как раз способ сделать морские бункеровки цивилизованными и безопасными. Он будет представлять собой специально выделенную акваторию у южного побережья Приморья, где будут происходить бункеровки. Топливный супермаркет предполагает единый свод правил, стандартов и требований для бункеровщиков, что обеспечит экологическую безопасность и финансовую прозрачность бизнеса. Ответственность за возможные ЧП возьмет на себя компания-оператор супермаркета. Именно она будет содержать собственную аварийно-спасательную службу на случай таких ЧП и она же будет следить за тем, чтобы все бункеровщики жестко придерживались правил и стандартов. Компания-оператор будет кровно заинтересована, чтобы процесс бункеровки был цивилизованным. Кроме того, масштабность проекта позволит топливному супермаркету предложить своим клиентам дополнительный набор уникальных сервисов. Это, безусловно, будет более привлекательный для клиентов бизнес, чем «дикая бункеровка».
Создание топливного супермаркета — это разумный компромисс между неоднократно звучавшими призывами вообще запретить бункеровочный бизнес в море (что повлечет за собой мощный удар по экономике Приморья, оставит без работы тысячи людей, а бюджеты – без многомиллионных поступлений) и вполне понятным желанием жителей Приморья оградить себя от ЧП экологического характера. Нужно отметить, что на проходившем во Владивостоке в октябре Восьмом международном экологическом форуме «Природа без границ» мы презентовали проект топливного супермаркета перед научным сообществом и услышали слова одобрения со стороны наших уважаемых экологов.
— Вы сказали, что есть еще проект?
— Третий – это не столько проект, сколько направление работы. Это развитие Северного морского пути – то, о чем говорил Президент России В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию. С развитием Севморпути Россия обреете статус великой морской державы. С каждым годом грузопоток по Севморпути растет, в том числе его все больше использует флот Группы компаний «Транзит-ДВ». Скажу со всей ответственностью: использование Северного морского пути выгодно с коммерческой точки зрения и это достойная альтернатива традиционному пути через Суэцкий канал.
Но мы намерены не только использовать его для работы наших судов, но и развивать. Мы хотим предложить для судов, следующих Севморпутем, как грузы международного транспортного коридора «Приморье-2», так и услуги топливного супермаркета. Параллельно для судов понадобятся продовольственное и техническое снабжение, ремонт, услуги, связанные с отдыхом и сменами экипажей. То есть это дополнительные точки роста для всей экономики Дальнего Востока. Восточными воротами Северного морского пути являются как порты Южного Приморья, так и Петропавловск-Камчатский. И именно здесь необходимо организовывать эти сервисы. В марте будущего года Группа компаний «Транзит-ДВ» проводит международную бизнес-конференцию в Петропавловске-Камчатском именно с целью презентовать иностранным инвесторам и будущим клиентам незамерзающий глубоководный порт Петропавловска и возможности по развитию здесь морских сервисов. Мы проводим эту конференцию второй раз (предыдущий был в марте 2014 года) и видим, что иностранным бизнесменам это интересно.
— Игорь Александрович, а не скажутся ли на ваших планах финансовый кризис, обрушившийся на Россию?
— Когда чувствуешь, что машину начинает заносить, главное не давить на тормоза и не замедлять движение. Группа компаний «Транзит-ДВ» будет наращивать потенциал и реализовывать намеченные планы, не обращая внимания на кризисные явления. В условиях кризиса главное — заботиться о людях, с которыми работаешь, и выполнять обещания, не ориентируясь на «короткие деньги» и спекулятивную конъюктуру. Мне повезло с тем коллективом, который подобрался в «Транзит-ДВ». Это команда профессионалов, с которой можно решить любую задачу.