Создание Северного международного транспортного коридора отвечает интересам многих стран, чьи развитые или активно развивающиеся экономики требуют все больше энергоресурсов, увеличения объемов поставок сырья и вывоза готовой продукции. Но прежде всего Северный морской путь (СМП) выгоден России.

Стратегическую значимость Северного морского пути хорошо понимало руководство Советского Союза: для обеспечения бесперебойной работы СМП к середине 80-х годов прошлого века была создана целая транспортная система, включавшая в себя: ледокольный, транспортный и технический флот; портовые терминалы; навигационное, гидрографическое обеспечение; метеослужбу; арктическую авиацию; систему слежения за судоходством; строительную индустрию; судостроительные и судоремонтные заводы.

Однако реформы и кризис 90-х привели к тому, что инфраструктура, построенная для освоения русской Арктики в советский период, стала разрушаться.

Короткий путь эффективнее

Между тем, использование более короткого Северного морского пути дает существенную экономию времени и позволяет серьезно увеличить объемы перевозок. «В порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона по северному маршруту груз доставляется на 15–20 суток быстрее, чем по южному, – говорит глава Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр ШОХИН. – Стало быть, несомненна экономия на фрахте и прочих услугах, связанных с морскими перевозками и портовым обслуживанием. К тому же, учитывая ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, а также участившиеся в последнее время угрозы нападения пиратов, северный маршрут является и более безопасным».

К примеру, длина «эталонного» маршрута Роттердам – Йокогама через Суэцкий канал составляет 11 200 морских миль. Использование СМП сократит это расстояние на треть, а время следования – с 33 до 20 суток.

Среди морских организаций, активно использующих Северный морской путь, – Группа компаний (ГК) «Транзит-ДВ». «Суда нашего холдинга осуществляют грузоперевозки из западных регионов страны на Дальний Восток. В текущем году только топлива по СМП нами планируется перевезти до 300 000 тонн», – говорит президент ГК «Транзит-ДВ» Игорь ПОЛЬЧЕНКО.

Активное использование коммерческими предприятиями Северного морского пути полностью соответствует государственной политике по развитию российской Арктики. В самом деле, с точки зрения интересов государства значение морского транспорта для северных широт страны неоценимо и обусловлено рядом факторов. Во-первых, это большая протяженность береговой линии в сочетании со слабой развитостью или полным отсутствием наземных коммуникаций круглогодичного действия в прилегающих к морскому побережью районах. Вторым фактором является необходимость контроля над морскими акваториями и участками суши, потенциально богатыми природными ресурсами. Третий фактор – транзитное значение Северного морского пути как для внутреннего сообщения между северо-западными и дальневосточными регионами России, так и для транснациональных транзитных перевозок между портами стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и западного побережья американского континента.

Чтобы выполнить государственную программу, согласно которой через шесть лет годовой объем грузоперевозок по Северному морскому пути должен достигнуть 63,7 млн т, необходимо создать современную портовую инфраструктуру. Руководство страны это понимает. Развитие атомного ледокольного флота предусмотрено Федеральными целевыми программами за счет средств бюджета. К 2020 году будут построены три универсальных атомных ледокола с переменной осадкой мощностью 60 МВт и 5 дизельных линейных ледоколов мощностью 25 МВт. Также предусматривается разработка концептуального проекта атомного ледокола-лидера мощностью 110–130 МВт для эффективной круглогодичной работы в любых ледовых условиях в любом районе Арктики.

Помимо мощных ледоколов требуется 8 вспомогательных, портовых ледоколов (4-7 МВт), 7 плавучих атомных электростанций для северных регионов, танкеры (в том числе дедвейтом свыше 70 000 т), балкеры, универсальные и многоцелевые суда, лесовозы – до 130 единиц. И это забота коммерческих компаний, занимающихся грузоперевозками и добычей полезных ископаемых, считают в правительстве страны.

Оживление и перспективы

Благодаря таянию арктических льдов и либерализации цен на ледокольное обслуживание судов, на СМП в последние три года наблюдается существенное оживление. Грузоперевозки за этот период почти удвоились: с 2010 по 2013 год объем перевозимых по Северному морскому пути грузов вырос с 2 млн т до 3,8 млн т, в том числе доля транзитных грузов возросла с 0,15 млн т до 1,36 млн т. Эксперты прогнозируют дальнейший устойчивый рост объема перевозок, особенно за счет транзита.

Наряду с усилиями государства двигателем для развития СМП может стать отечественный бизнес, в том числе бункеровочный. По мнению Игоря Польченко, создание выгодных условий бункеровки судов не только сделает СМП более комфортным для мореплавания, но и позволит привлечь в российские порты крупнотоннажные суда мировых транспортных компаний, обслуживающих исторически сложившиеся морские транспортные коридоры между Америкой, Юго-Восточной Азией и Европой. В свою очередь, судоходные компании, меняя ради выгодной бункеровки привычные маршруты, могут увидеть и привлекательность СМП.

Описываемая модель развития в настоящее время реализуется ГК «Транзит-ДВ». За прошедшие год-полтора холдингу удалось привлечь для регулярных заходов в порты Славянка и Зарубино (Приморский край) контейнеровозы крупнейших транснациональных морских корпораций, таких как APL, ZIM, Maersk и др.

Сейчас ГК «Транзит-ДВ», используя эти заходы, организовывает новый транзитный маршрут для товаров, которые производятся в расположенных по соседству и не имеющих своего выхода к морю северо-восточных провинциях Китая. Объем китайской продукции, которую нужно доставлять на европейский рынок, исчисляется десятками миллионов тонн в год. В настоящее время эти товары сначала по суше везут на юг (сухопутная часть маршрута превышает 1000 км), в порты Далянь и Шанхай, а оттуда – по южному пути (через Суэцкий канал) в Европу. Сегодня есть все возможности перенаправить этот грузопоток через порты юга Приморья (Славянка, Зарубино) и Петропавловск-Камчатский на Северный морской путь, предложив эффективную альтернативу южному маршруту.

К настоящему времени подписано соглашение с китайской компанией по управлению государственными активами «Чжун Гун Синь», которая берет на себя часть инвестирования модернизации портовой инфраструктуры, а также организацию грузопотоков на территории КНР. Соглашение также предусматривает создание совместного пароходства, которое будет использовать СМП. Планируется, что регулярный поток грузов по новому маршруту пойдет уже в ближайшие месяцы.

Важно отметить, что перспективы развития Северного морского пути могут быть реализованы только при нормальном функционировании трассы, отвечающей требованиям отечественной нормативно-правовой базы и нормам международного права по безопасности мореплавания. В этом направлении руководство страны в последние годы предприняло ряд важных шагов. Утверждены Морская доктрина России и Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года.

Все понимают, что восстановление Севморпути даст мощный импульс развитию арктических территорий и России в целом. Должное внимание государства к арктическому региону позволит решить такие задачи, как эффективное освоение биологических, минеральных и энергетических ресурсов, которыми так богата Арктика, а также охрана окружающей среды и обеспечение жизнедеятельности населения этого региона.

Лилиана Глазова

Источник –  ЖУРНАЛ МОРСКОЙ БИЗНЕС / МОРСКОЙ БИЗНЕС № 36 СЕНТЯБРЬ 14 (ссылка http://mbsz.ru/?p=9280 )