Россия не должна упустить уникальный шанс встроиться в международный рынок морских бункеровок и оказывать на него влияние

ВЛАДИВОСТОК, 28 октября, Север ДВ. Дальневосточные таможенники обратились в Минтранс, а затем озвучили в СМИ свои предложения по отмене налоговых льгот для топлива, которым бункеруются иностранные суда в дальневосточных портах. Таможенники указывают на рост количества бункеровок и сравнивают это с оффшором.

Мы попросили прокомментировать для РИА Север ДВ заявления представителей Дальневосточного таможенного управления исполнительного директора по стратегическому развитию бизнеса холдинга «Транзит-ДВ» (занимающегося бункеровками в дальневосточных портах) Ольгу Кантышеву.

— Ольга Викторовна, таможня, опираясь на свою статистику, говорит о росте бункеровок и делает вывод о том, что под видом бункеровок топливо, фактически, вывозится контрабандой.

— Я предлагаю разделить Ваш вопрос на две части, часть первая — это рост объемов бункерного рынка и вторая часть – выводы представителей таможенных органов. Что касается роста бункерного рынка, то он объективно есть, количество судов, заходящих в дальневосточные порты для бункеровки, увеличивается. Но это не говорит о контрабанде топлива. По действующему законодательству, судно не может взять топлива для бункеровки больше, чем позволяют его конструктивные особенности. Бункеровочные компании, когда к ним поступает заявка на бункеровку, запрашивают схему бункерных танков судна. И когда происходит бункеровка, соблюдая российское законодательство, следят, чтобы объем поставленного топлива не превышал допустимые объемы.

Если крупнотоннажное судно заходит в дальневосточный порт и берет большой объем бункерного топлива, это не значит, что оно сольет и продаст его в ближайшем иностранном порту. Перед судоходными компаниями, как перед любыми коммерческими организациями, стоит задача сэкономить как можно больше на расходах и заработать максимум прибыли. Капитан, разумеется, заинтересован в том, чтобы взять побольше топлива там, где оно дешевле. Это не противоречит ни здравому смыслу, ни российскому законодательству.

Нынешнее наращивание объемов бункеровок в портах российского Дальнего Востока происходит, в основном, за счет заходов контейнеровозов крупных транспортных корпораций. Эти контейнеровозы стоят «на линии», для них самая главная задача – выдержать свое расписание. На разгрузку одного контейнера в Сингапуре отведено 2 минуты и это учитывается в расписании судов. Поэтому говорить о том, что контейнеровоз, на борту которого, скажем, 12 тысяч контейнеров, зайдет в порт Приморского края и забункеруется топливом, чтобы потом продать его в соседнем порту – смешно.

Такие крупные компании как APL, ZIM, Maersk и другие зарабатывают не на перепродаже, купленного в РФ топлива, а на доставке грузов своим клиентам.

Если таможенными органами будут выявлены случаи нарушения законодательства, то естественно недобросовестные участники рынка должны нести ответственность согласно законодательству РФ. Но обвинять все бункеровочные компании в контрабанде – по меньшей мере не корректно.

— Приведет ли повышение таможенных платежей к увеличению поступлений в госбюджет?

— В краткосрочной перспективе да, первые полгода. Но в долгосрочной перспективе — Нет. Во-первых, в настоящее время более 70 % рынка экспортных бункеровок принадлежит вертикально интегрированным нефтяным компаниям, — «Роснефти», «Газпром нефти», «Альянсу». При этом «Роснефть» – госкомпания, «Газпром нефть» — «дочка» госкомпании «Газпром». То есть львиная доля доходов получают компании, чьи акции принадлежат государству. При этом нефтепродукты везутся на Дальний Восток по железной дороге, то есть грузополучатели оплачивают ОАО РЖД их высокие тарифы. А ОАО РЖД – опять-таки госкомпания. Так что значительная часть денег, получаемых от экспортных бункеровок уже сейчас остается в России, просто не через таможенные платежи, а через госкомпании.

Во-вторых, государству целесообразно пополнять бюджет не таможенными сборами, а через развитие рынка. Если мы сейчас введем новые налоги, будем повышать пошлины, ограничивать участие на рынке экспортных бункеровок, то мы подорвем экономику Дальнего Востока, закроем одну из реальных точек роста. Именно сейчас у Дальнего Востока есть уникальная возможность встроиться в международный рынок бункеровок в АТР. Буквально в последние два года России удается влиять на этот рынок. Сейчас благодаря действию активных игроков объемы продаж на западном побережье США упали на 35%. Начали чувствовать возросшую конкуренцию со стороны Дальнего Востока порты Китая и Южной Кореи. Но если сейчас мы поступим, как того хочет наша таможня, то этот новый рынок будет закрыт для нас.

В-третьих, в России принята программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов. До сих пор они производят, в основном, прямогонный мазут, который экспортируется в другие страны и затем используется как сырье для производства высокооктановых нефтепродуктов. После модернизации российских заводов рынок будет заполнен крекинговым мазутом, — то есть мазут из которого выжато все, что можно. Такой мазут пригоден, в основном, для бункеровок судов. И если мы сейчас не сформируем свой отечественный бункерный рынок, то после модернизации НПЗ этот крекинговый мазут будет просто некуда девать: дешевле будет сжечь, чем везти через всю Россию и продавать ниже себестоимости.

— Какова политика других стран в отношении таможенных платежей на бункеровочное топливо?

— Все зависит от каждого государства в отдельности, но общая тенденция заключается в том, что если государство заинтересовано в развитии своих портов и в увеличении грузопотоков, то оно принимает закон о беспошлинном топливе для бункеровок. Это стимул для судовладельцев, от которых хотят, чтобы они ушли от уже наработанных морских линий и попробовали заходить в новые для себя порты. Благодаря этому поднялся Сингапур в свое время, благодаря этому сейчас развиваются порты Китая. Если бы правительство Сингапура тогда действовало теми методами, которые сейчас продвигает наша таможня, то Сингапур никогда бы не добился того, что он сегодня имеет.

Представьте, Сингапур – это город-государство, где не добывается ни капли нефти, но он в настоящее время продает в год порядка 45 миллионов тонн бункеровочного мазута. Для сравнения: вся нефтеперерабатывающая отрасль России производит 75-78 миллионов тонн мазута в год. Сингапур благодаря бункеровочному бизнесу процветает, занимая четвертое место в мире по уровню доходов на душу населения.

— Таможенники в своих высказываниях упоминают, что российский бункеровочный мазут дешевле сингапурского…

— Конечно, разница в цене существует, поскольку Россия, в отличие от Сингапура, – нефтедобывающая страна. Было бы странно, если бы в нефтедобывающей стране цена на нефтепродукты была выше. В настоящее время цены бункерного мазута, которыми оперируют бункеровочные компании, зависят от внутренних цен и напрямую не связаны с ценами в Сингапуре. То есть если цена на топливо в Сингапуре упадет, то это не значит, что она сразу же упадет и в Приморье.

— То есть вы считаете, что в перспективе наша экономика только проиграет от повышения пошлин…

— Да. Я вполне понимаю позицию таможни, которой хочется увеличить размеры взимаемых платежей, но считаю, что таможня не должна ставить барьеры для развития экономики страны. Развитие бункеровочного бизнеса благоприятно скажется на развитии всего дальневосточного региона России. Мы все знаем какова демографическая ситуация на Дальнем Востоке. Экономически активное население, то есть те люди, которые хотят чего-то добиться в жизни, – уезжают с Дальнего Востока, потому что не видят здесь перспективы. И если мы будем принимать законы ухудшающие экономику, убивающие предпринимательскую инициативу граждан, то это только усугубит ситуацию. В конце концов на Дальнем Востоке и останутся только таможенные посты да погранзаставы. Как был задуман Владивосток военным форпостом страны на Дальнем Востоке, так им и останется. Но тогда спрашивается, зачем наше правительство тратит громадные деньги на то, чтобы проводить здесь саммиты, чтобы повышать инвестиционную привлекательность нашего региона, развивать здесь экономику?

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, РИА Север ДВ

Источник: РИА Север ДВ