В очередной раз правительство пытается простимулировать развитие биржевой торговли нефтепродуктами в России, пишет сегодня «РБК daily». 23 октября с.г. вице-премьер Игорь Сечин обсудил это с топ-менеджерами нефтяных компаний и представителями министерств и ведомств. Как сообщил один из участников встречи, через месяц, 30 ноября с.г., И.Сечин ждет от чиновников предложения по увеличению объемов торгов топливом на бирже.
Он поручил также разработать соответствующий законопроект и постановление правительства. На совещании было принято решение о том, что госкомпании смогут частично закупать топливо на бирже, например авиакеросин. Эта мера наряду с разработкой предложений, стимулирующих нефтяников активнее работать на биржевых площадках (снижение акцизов), позволит повысить ликвидность торгов нефтепродуктами.
Кроме того, ФАС было поручено определить порядок формирования рыночной цены на топливо путем введения ряда индикаторов. По словам собеседника, в этом качестве могут выступать стоимость долгосрочных контрактов и объемы реализуемых нефтепродуктов.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что достаточно продавать около 15% от объемов продаж внутри страны, а остальное должно реализовываться на основании долгосрочных контрактов. Если эти планы осуществлятся, то в перспективе чиновники и представители нефтяных компаний готовы обсудить возможность торговли нефтью на российских биржевых площадках, а также допустить к бирже иностранцев.
Представитель ТНК-ВР факт встречи подтвердил, однако от комментариев отказался. В ЛУКОЙЛе также не стали комментировать. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин и представители «Газпром нефти» были недоступны.
Чиновники неоднократно пытались призвать покупателей и продавцов топлива совершать свои сделки на бирже. Однако, как правило, безрезультатно. Последний раз накануне весенне-полевых работ первый вице-премьер Виктор Зубков говорил, что ГСМ для сельхозпроизводителей выгоднее покупать на биржевых торгах, но пожелание не было реализовано.
Кроме того, сами нефтяные компании не спешат выходить на биржу — мешают высокие акцизы и споры с ФАС о механизме формирования стартовой цены. Активность они стали проявлять после многочисленных обвинений ведомства в нежелании торговать открыто и угроз новыми штрафными санкциями, а также уголовной ответственностью за монополизм на рынке нефтепродуктов.