Китай и Россия сегодня заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере. С российской стороны документ подписал вице-премьер РФ Игорь Сечин, с китайской — вице-премьер Госсовета КНР Ван Цишань. Соглашение определяет условия сотрудничества двух стран в нефтяной сфере, в частности, по проектированию нефтепровода от нефтеперерабатывающей станции «Сковордино» в России до нефтеперерабатывающей станции «Мохэ» в Китае. Срок действия документа составляет 23 года, передает РИА «Новости». В соглашении отмечается, что строительство ответвления должно начаться не позднее конца апреля нынешнего года и завершиться к концу 2010г.
Документ заключен по итогам состоявшегося в Пекине четвертого раунда российско-китайского энергодиалога, на котором присутствовал И.Сечин. Предваряя подписание документа, вице-премьер отметил, что «это не просто рыночная сделка, это уникальное соглашение, которое может быть заключено только между такими надежными партнерами, как Россия и Китай».
Ранее стороны договорились о предоставлении кредитов «Роснефти» и «Транснефти» на 25 млрд долл. в обмен на долгосрочные поставки нефти из России в Китай по отводу от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). В рамках соглашений «Роснефть» получит кредиты на 15 млрд долл., «Транснефть» — на 10 млрд долл. Предполагаемый объем поставки нефти — 15 млн т в год, срок этого контракта и кредитного соглашения — 20 лет.
Договоренность о строительстве ответвления от ВСТО на Китай была достигнута сторонами в октябре 2008г. Осенью 2008г. был введен в эксплуатацию в реверсивном режиме участок Талаканское месторождение — г.Тайшет. Параллельно будет строиться ответвление на Китай — Сковородино-Дацин. Ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО состоится в конце 2009г., официальная дата ввода — 25 декабря 2009г. На первом этапе должны быть построены нефтепровод Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область) протяженностью 2 тыс. 694 км общей мощностью 30 млн т нефти в год и спецморнефтепорт Козьмино, куда сырье должно поставляться железнодорожным транспортом. Вторая очередь ВСТО предполагает продление нефтепровода от Сковородино до спецнефтепорта Козьмино с расширением пропускной способности нефтепроводной системы до 80 млн т нефти в год.
Строительство нефтепровода ВСТО общей мощностью до 80 млн т нефти в год ведется для транспортировки нефти из еще не освоенной нефтяной провинции в Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на побережье Тихого океана до спецнефтепорта Козьмино.