Для повышения безопасности и устойчивости функционирования морского и речного транспорта необходимо ужесточить меры в отношении судоходных компаний, эксплуатирующих «субстандартные» суда, работающих без лицензий, с нарушением установленных ограничений, пренебрегающих жизнями экипажей судов и пассажиров, требованиями экологической безопасности. Такое заявление сделал на расширенном заседании Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 2 марта 2010г. руководитель службы Геннадий Курзенков.
В том числе он предложил ввести «такой уровень штрафов (как это принято во всех развитых морских странах), чтобы судовладельцы или стали законопослушными, или перестали заниматься судоходным бизнесом».
Все кораблекрушения, подчеркнул Г.Курзенков, произошли с судами, принадлежащими небольшим организациям, «в которых вопросы обеспечения безопасности судоходства стоят па последнем месте. Главное в этих организациях – получение прибыли».
По данным Ространснадзора, в 2009г. на морском и речном транспорте произошло 99 транспортных происшествий, погибло 7 человек. На морском транспорте допущено 3 кораблекрушения и 4 аварии. На внутренних водных путях уровень аварийности по сравнению с предыдущим годом остался без изменений. В прошлом году произошло 3 аварии, 2 из них связаны с гибелью людей.
В качестве основных причин происшествий на морском и речном транспорте Г.Курзенков выделил:
* низкий уровень подготовки членов экипажей судов;
* невыполнение своих должностных обязанностей командным составом судов и неудовлетворительный контроль за их выполнением со стороны руководителей судоходных организаций и служб безопасности судоходства;
* сознательное нарушение требований безопасности мореплавания, изменения конструкции судов в целях получения прибыли;
* осуществление деятельности без лицензии;
* сокращение численности экипажей судов и совмещение обязанностей, что вызывает чрезмерное утомление экипажа и приводит к ошибкам и, в конечном счете, к транспортном происшествиям;
* низкая эффективность административных мер принимаемых Госморречнадзором к нарушителям.
На морском и речном транспорте, несмотря на снижения уровня аварийности, продолжают сохраняться риски транспортных происшествий, отметил руководитель Ространснадзора.