ПольченкоВ Свободном порту Владивосток (СПВ) появился первый резидент — «Тихоокеанская инвестиционная компания» (ТИК), которая на первом этапе реализует проект строительства гостиницы и жилого комплекса в Славянке. У учредителей компании — группы «Транзит-ДВ» и китайских партнеров, инвестиционной компании по управлению госактивами КНР «Чжун Гун Синь», — далеко идущие планы, — сообщает деловой еженедельник «Золотой Рог». Славянка – отличное место для развития логистического бизнеса, а это та самая сфера, которая может обеспечить и рост региональной экономики, и повышение роли России на глобальном транспортном рынке.

Корреспондент Деловой газеты «Золотой Рог» встретился с президентом группы компаний «Транзит-ДВ» Игорем ПОЛЬЧЕНКО.

– Игорь Александрович, дочернее предприятие «Транзит-ДВ» «Тихоокеанская инвестиционная компания» стало первым резидентом Свободного порта. Вы первые – это уже историческое событие не только для компании. Какие у вас в связи с этим ощущения?

— Мы целенаправленно шли к этому, готовились и откровенно рассчитывали получить преференции СПВ в первых рядах. Это удалось! Наша команда этому рада, и мы понимаем всю степень ответственности, которая на нас лежит.
Поэтому я уже на следующий день после заседания Наблюдательного совета отправился в Китай для встречи с нашими партнерами, уже в конце недели мы провели первые совещания с администрацией пос. Славянка, где оговорили целый ряд стратегических моментов сотрудничества. Ну и, конечно, наша команда — группы компаний «Транзит-ДВ», выступившей соучредителем ООО «Тихоокеанская инвестиционная компания», — сегодня работает в очень напряженном режиме, мы начали детальную проработку проекта.

— То, что первый резидент СПВ – компания с участием китайского капитала, значимый факт. Кто вообще они – ваши партнеры? Как восприняли решение набсовета? Не откажутся от проекта?

— Мы заранее готовились к вступлению в силу закона о Свободном порте Владивосток. И, поскольку сами принимали активное участие в его разработке, изначально понимали, что подавать заявку на статус резидента нужно имея новый проект и хороших партнеров, которые бы видели его коммерческую перспективу и при этом так же, как и мы, смотрели на него гораздо шире, чем просто как на строительство высококлассной гостиницы и жилого микрорайона в пос. Славянка. Гостиница – это лишь часть большого комплексного проекта, направленного на развитие акватории порта Славянка.
Наши партнеры — «Чжун Гун Синь», крупнейшая компания по управлению государственными активами КНР. Выбирая партнеров, мы исходили из их потенциальных возможностей в привлечении капитала, новых технологий строительства и стройматериалов. Мы рассчитываем и на опыт китайских партнеров в организации логистики, привлечении грузовой базы.

В КНР жесткое валютное регулирование, и если речь идет даже об инвестициях в 20 млн юаней, то одобрение необходимо получить на самом высоком уровне. У нас есть предварительно подписанное соглашение, сейчас мы готовим инвестиционные договоры, графики реализации проекта. Уже практически на 80% готова проектная строительная документация, которую выполняет китайский институт. В ближайшие дни будем заключать договоры с двумя российскими проектными институтами, чтобы адаптировать проект к российским стандартам и требованиям.

То, что мы первыми получили статус резидента СПВ, наши партнеры восприняли как положительный сигнал. Для них очень важно, что правительство России выполняет свои декларации. Особый режим развития Дальнего Востока начал работать. Они просили меня поблагодарить членов Наблюдательного совета, что я обязательно сделаю на втором заседании, где мы планируем представить свою вторую заявку на получение статуса резидента для ЗАО «Востокбункер».

И еще один личностный момент. Как-то в моей жизни получается, что судьба часто определяет меня в некие ситуации, сводит с людьми, с которыми у нас совпадают личные жизненные ценности. Именно такой человек Чень БАО — руководитель компании нашего китайского партнера. Это чиновник высокого уровня, но у нас сложились хорошие человеческие отношения, мы одинаково понимаем многие вещи.

— Бизнес – это инвестиции, их окупаемость и проч., причем здесь совпадение жизненных ценностей, так ли это важно?

— Важно. Мне нравится атмосфера творчества в общении с нашими партнерами, она очень созидательна. Последние переговоры мы вели просто на одном дыхании… Мне очень понравилась их инициатива, они говорят нам: нужно развивать не только предприятие, но и идти в социальные проекты, быть полезными региону, где ведем бизнес. Они спрашивают, что нужно сделать, чтобы повысить статус Славянки до города, и готовы вместе с нами инвестировать в муниципальное образование.
Эти вопросы мы обсуждали с новым главой Славянки Константином КИМОМ. Сегодня местный бюджет может обеспечить только выживание – денег хватает на то, чтобы лампочку поменять или двор почистить, — а необходимо развитие, нужна программа поступательного движения. Славянка – территория свободного порта. За нами придут другие резиденты, у территории хорошие перспективы. Договорились, что муниципальная власть определяется с новой стратегией, бизнес создает фонд, деньги которого в качестве внебюджетного источника будут направляться на то, чтобы поселок развивался. Должно быть равноправное соседство граждан и бизнеса. В этом нас поддерживают китайские партнеры.

— Расскажите об экономике проекта. Как преференции резидента СПВ повлияют на его окупаемость?

— Самое главное – это себестоимость. Преференции резидента СПВ дают возможность сэкономить на налогах, таможенных платежах при покупке за рубежом материалов и оборудования для строительства, ведь далеко не везде мы сможем найти российские аналоги.

Это существенно удешевит проект. Плюс возможность привлечения иностранной рабочей силы, специалистов из КНР, рабочих из КНДР и проч.

— В ущерб местным кадрам?

— Это как раз тоже принципиальный вопрос. Будем по максимуму ориентироваться на российских исполнителей. Генеральным подрядчиком и техническим заказчиком будет выступать ЗАО «Востокбункер», у нас есть для этого лицензия. В ближайшие месяцы наберем необходимые кадры. Откладывать не будем. Все работы планируется завершить в течение двух лет.
— Земля уже выкуплена? Какие основные проблемы могут возникнуть на пути реализации проекта?

— Да, земля для проекта уже выкуплена и надлежащим образом оформлена. Главное, что волнует, – сможет ли район обеспечить нам необходимую инфраструктуру. В нашем случае придется ко многому прикладывать руки самим. В Хасанском районе вся инфраструктура находится в пограничном состоянии. Вроде бы она есть, но без большого запаса прочности.
— Как планируете окупать инвестиции? Сегодня далеко не все верят в ваш проект, не видят в нем экономики. Похоже, своей гостиницей вы будете конкурировать с отелем «Теплое море»?

— Конкурировать точно не будем, у нас совсем другая ниша: мы нацелены на деловой туризм. Но сотрудничать будем, может быть даже шаттлы пустим, чтобы наши гости могли ездить купаться в «Теплое море».

Окупаемость нашего проекта рассчитана на 10 лет. Мы прекрасно понимаем, что значит строить пятизвездочную гостиницу в таком районе, как Славянка. Если все оставить как есть, то она будет задействована в лучшем случае на 20%. Поэтому я и говорил вам в начале, что на обеспечение этого проекта должны работать остальные компании группы. Наполняемость гостиницы будет зависеть от того, как будет развиваться территория. Это не отдельно запускаемый проект, он просто пойдет первым.
Следом решение более масштабной задачи — развитие акватории порта Славянка. Мы обеспечили возможность бункеровок самых крупных в мире контейнеровозов без постановки их к причальной стенке. Минувшим летом один из крупнейших операторов этого рынка — компания Zim Integrated Shipping Services — включил порт Славянка в свое расписание.
Развитие бункерного хаба, который мы строим по принципу супермаркета, будет способствовать привлечению в наши порты крупных магистральных контейнерных линий. Мы начинали эту работу года три назад, а сегодня, вы же видите, в акваториях Славянки и Владивостока совсем другая жизнь. Наш регион становится все более популярным для судоходных компаний. Мы создаем условия для открытия представительств этих компаний.
Это позволяет нам рассчитывать на бизнес-туризм. Я уверен, через какое-то время в нашем порту будут открыты представительства целого ряда крупных судоходных линий. В аэропорту Сингапура, к примеру, каждые 15 минут приземляется «Боинг 777» со сменными экипажами. Мы создадим лучшие условия для смены у нас судоэкипажей.

Моряки – это лучшие туристы, обеспечивающие очень хороший доход территории. Учитывая, что в рамках режима СПВ появляется возможность 8-дневного безвизового пребывания на нашей территории, такая перспектива становится очень реальной. Пазлы сходятся. Я всегда говорю, давайте, делая бизнес, смотреть шире, вместе искать возможности. Я прекрасно понимаю, насколько большим может быть транзитный грузопоток, работы хватит всем. Но я также думаю, что наша задача — создать условия, чтобы те производства, которые появятся на Дальнем Востоке, в рамках тех же ТОР получили возможность максимально легко доставлять свои товары на международные рынки.

Это и есть основная задача СПВ. Я разрабатываю принцип: выиграл, выиграл, выиграл…

— Сегодня вы готовите заявку на получение статуса резидента для уже действующей
компании ЗАО «Востокбункер». В чем будет новизна этого проекта?

— Видение этого проекта — «Сингапур на Дальнем Востоке». О чем это я? Речь идет о создании инновационного бизнеса на воде, который совместит два суперважных направления: бункеровочный хаб для магистральных контейнерных торговых линий и морские рейдово-перегрузочные комплексы, позволяющие проводить перегрузку контейнеров без постановки судов у причальной стенки.
Все это вместе дает уникальную возможность сделать СПВ портом, формирующим новые грузовые потоки, которые интегрируют в магистральные транспортные линии Северный морской путь и станут основой для строительства российского ледокольного и контейнерного флота.
Лариса ЛАРИНА.
«Золотой Рог»