В Совете Федерации выступают за уточнение финансовой модели реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030г. Как говорится в рекомендациях, принятых по итогам заседания рабочей группы СФ по подготовке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда, посвященного вопросам модернизации транспортной системы, главным инструментом реализации 1 этапа стратегии является подпрограмма «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)». Однако ее реализация не подкреплена реальными источниками финансирования.
На осуществление мероприятий ФЦП было запланировано выделение государственной поддержки в размере 380 млрд руб. из федерального бюджета и 1 трлн руб. за счет введения инвестиционной составляющей в грузовые тарифы ОАО «РЖД». Но в условиях кризиса введение тарифной составляющей не реализовано. Кроме того, объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2009г. был существенно снижен по сравнению с ранее запланированными параметрами и составил 263 млрд руб., что на 30% ниже уровня 2008г., отмечается в рекомендациях. В 2010г. инвестиционную программу РЖД предполагается увеличить по сравнению с предыдущим годом всего на 3%. Вместе с тем нереализация или сдвиг реализации ФЦП на более поздний срок существенно замедлит развитие железнодорожного транспорта и уже в ближайшей перспективе приведет к ограничению пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры, которая может стать «тормозом» посткризисного развития экономики страны.
На заседании, в работе которого приняли участие президент РЖД Владимир Якунин, представители Министерства транспорта, других министерств и ведомств, сенаторы и депутаты Госдумы, рекомендовано правительству ускорить утверждение целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015г., определить источники финансирования Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030г. и подпрограммы «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)».
Как сообщила журналистам по итогам заседания заместитель председателя СФ Светлана Орлова, рабочая группа обсудила такие «проблемные вопросы», как транспортная безопасность, проблемы перевозок студентов. «В регионах есть проблемы с их оплатой. Не ОАО «РЖД» же должно платить, иначе оно никогда не проведет реформу, если будет за все эти вещи платить. У нас будет формироваться бюджет на 2011г., 2012г. и 2013г., и эти вещи можно там предусмотреть», — сказала она.